• Результат внимательного слушания.

    Из многих трудностей, которые испытывают дети в своих отношениях с родителями или другими авторитетными взрослыми, самая угнетающая - это, пожалуй, разговоры впустую, когда их не слушают, не принимают в счет или не понимают. Повторяющаяся картина неудавшейся передачи своих чувств, предпочтений, желаний и мыслей рано или поздно ведет к болезненной раздражительности и сомнениям относительно личной самооценки. В результате у ребенка развивается комплекс неполноценности.
    В любом возрасте возможность быть понятым именно так, как мы пытаемся выразить себя - это сам по себе богатый жизненный опыт. Это приглашение в новую жизнь. Взрослые могут подходить к отношениям друг с другом с точки зрения их прошлого опыта и исходя из этого решать, до какой степени они согласны посвятить себя новым отношениям. У детей же еще не выработалась иммунная система самозащиты от раздражений, недоразумений и отказов. Их слова полностью выражают их суть: чувства, мысли, дух и т.д.
    В мире детей общение проявляется в виде спонтанных самовыражений, каковые подтверждают себя, если принимаются слушающими. Однако, принятие - это не значит как-то отметить, согласиться или одобрить сказанное. Это, скорее всего, действие восприятия жизни глазами ребенка и передачи ее глазами взрослого - теплое, заверяющее чувство, которое передает следующее: "Я понимаю. Я слышу. Мне интересно тебя слушать". Ответ слушателя может выражаться просто в кивке, но этот знак внимания вдохновляет ребенка. Он способствует развитию положительной самооценки. Когда предлагаемое ребенком принято и заверено, это помогает ему расти. Когда же его предложения натыкаются на стену неприятия, он чувствует себя скованным и использует энергию и таланты более ограниченно. Это двухсторонний процесс предложения и принятия.